Год охраны окружающей среды

Информация по экологическому просвещению населения в библиотеках МБУК «Кирово-Чепецкая РЦБС» в Общероссийские Дни защиты от экологической опасности – 2013

 

Сохранение культурного и природного наследия – глобальная задача современной цивилизации. Экологическая культура призвана обеспечивать устойчивое развитие системы «природа – общество». Человечество уже пришло к пониманию необходимости принятия совместных мер по решению экологических проблем. Свидетельством этого является объединение усилий всех заинтересованных организаций и людей на международном, национальном и местном уровнях в деле сохранения нашей живой и цветущей планеты.

2013 год объявлен Президентом РФ В.В. Путиным Годом охраны окружающей среды. Это способствовало активизации реализации просветительских и практических природоохранных акций, организаторами и участниками которых стали библиотеки Кирово-Чепецкого района.

Инновационно-методическим отделом МБУК «Кирово-Чепецкая РЦБС» был разработан план мероприятий к Году окружающей среды в Кирово-Чепецком районе. В рамках районного семинара была проведена консультация для сотрудников сельских библиотек по работе с данной тематикой. ВСО Центральной районной библиотеки были сформированы 11 тематических подборок 1 Дети Пришвинлитературы: «Наши любимые животные», «Они цветут, сердца отогревая», «Певец родной природы» (о М.М. Пришвине), «Поделки из бумаги своими руками», «Мы с книгой открываю мир природы», «Сельская усадьба», «Путешествие в мир природы», «Современный ландшафтный дизайн», «Цветущий оазис», «Что такое экология», «Что вокруг растет, кто вокруг живет». В течение, этого года в библиотеках МБУК «Кирово-Чепецкая РЦБС» циркулировало более 250 экземпляров книг.

В рамках областного пилотного проекта «Вятка – территория экологии» Департамент экологии и природопользования Кировской области издал серию тематических сборников «Экологическая мозаика». В серии – 20 брошюр по разным экологическим темам.
В МБУК «Кирово-Чепецкая РЦБС» пришли 3 комплекта, т.е. 60 сборников, методических материалов, DVD –диски «Голубая душа Вятки» о водных ресурсах и диск с записью сюжетов телепередачи «Природоведение» за 2012 год.
Инновационно-методическим отделом МБУК “Кирово-Чепецкая РЦБС” разработан и выпущен электронный ресурс «Экологическая мозаика», включающий в себя экологические сценарии, стихи, афоризмы, иллюстративно-методические материалы, мультфильмы. Экологические сборники и диски переданы библиотекам Кирово-Чепецкого района на районном семинаре.2 выставка

Ежегодно Центральная районная библиотека совместное РКЦ «Янтарь» проводит Праздник детской и юношеской книги. В 2013 году он был посвящен экологии и назывался «Я с книгой открываю мир природы». Праздник – это смех, радость, музыка, подарки. На районный праздник приехали лучшие читатели Кирово-Чепецкого района. Их встречали ростовые куклы – Озорная обезьянка и Веселый поросенок. В этих образах выступили библиотекари Центральной районной библиотеки Казаковцева Раиса Дмитриевна и Сычугова Алевтина Леонидовна. С большим удовольствием все фотографировались с ними! Методист Центра краеведения Мальцева Татьяна Андреевна провела для детейинтерактивную игру «Свой край». Ребята с увлечением отвечали на вопросыкраеведческого характера.4 праздник

И одним из главных подарков собравшимся стала необычная, удивительная встреча с потрясающим человеком – Романом Вяткиным, который на глазах у зрителей создал удивительную, завораживающую сказку: Шоу Мыльных пузырей. Это было совершенно потрясающее представление! Все – дети и взрослые – сидели как завороженные. Никогда бы не подумали, что с пузырями можно вытворять столько всего! Ребята были не только зрителями, но и участниками шоу. Огромное впечатление произвело на детей возможность самим создать огромные мыльные пузыри. Дети сами побывали в огромном пузыре. Пока пузырь не лопнет, можно было загадывать желание.3 пузыри
Праздник продолжился вручением дипломов и подарков участникам и победителям различных конкурсов. Праздничную атмосферу на сцене создавали танцы и песни в исполнении детского образцового коллектива шоу-балет Грант детской школы искусств г. Кирово-Чепецка и солистов образцовой вокальной студии «Соло-эксклюзив» РЦ «Янтарь».

В МБУК «Кирово-Чепецкая РЦБС» 5 библиотек являются центрами экологического просвещения населения. Приоритетное комплектование их фондов осуществляется в рамках выбранной экологической деятельности. В данных библиотеках реализуются экологические программы, проекты, работают экологические клубы (Фатеевская, Пасеговская, Бурмакинская, Филипповская, Марковская).

5 дети фт Члены экологических клубов являются активными участниками практических природоохранных акций по благоустройству, озеленению и санитарной очистке территорий и водных объектов. Так, в Фатеевской библиотеке реализуется второй этап проекта создания эко-площадки «Библиолето». Читающие семьи с библиотекарем Фатеевской библиотеки очистили площадку от мусора, косили траву, оформили ее цветочными клумбами. Большинство мероприятий эко-патриотического лагеря «Зеленый дом» проходило на площадке «Библиолето». Фатеевская библиотека является идейным вдохновителем всех природоохранных акций в селе. Всего за прошедший период проведено 7 экологических десантов. Последний – «Тропа здоровья» – по очистке от валежника и бытового мусора лесной полосы, где зимой проложены лыжные трассы для прогулок и соревнований – прошел в начале сентября.6 мальч фт

В марте Фатеевская библиотека совместно с библиотечным активом провели акцию «Не надо мусорить!» Были распространены листовки по общественным местам: медпункт, администрация, магазины и т.д.

Ежегодно вокруг Марковской библиотеки весной расцветает огромное количество цветов. В этом несомненная заслуга библиотекаря Марковской библиотеки Н.С. Пантелеевой. Вместе с активом экологического клуба «Почемучки» она облагораживает прилегающую территорию, высаживая цветочную рассаду. Подготовка к этому начинается – зимой: под чутким руководством библиотекаря Марковской библиотеки дети сами выбирают по 7 мркаталогу цветы, изучают особенности их произрастания, закупают семена, выращивают рассаду и т.д. Надежда Степановна считает, что гармоничное сочетание практики и теории, плодотворно сказывается на самосознании ребенка. И те знания, которые ребенок приобретет в ходе данных мероприятий, обязательно пригодятся ему в дальнейшем.

15 мая в Поломской библиотеке проведена акция «В защиту малых рек»; подготовлен и проведен конкурс плакатов в защиту реки Просница, участвовало 17 человек; убран мусор у моста через реку Просница.8 пл

Проектная деятельность библиотек Кирово-Чепецкого района является одним из факторов формирования социально-культурной среды района.

Каринская библиотека с успехом реализовала проект «Моя малая Родина». Проект состоял из трех блоков, включавших в себя не только эколого-просветительский контент, но и практический: экскурсии по селу, мастер-классы, создание фоторепортажей и т.д.

Раздел 1. «Моя маленькая Родина» (12 часов)

1.1. Я и моя семья. «Старые фотографии рассказывают…», семейные реликвии и памятные вещи (3 часа).

Теория: рассказ – беседа о роли семьи для ребёнка; забота о членах семьи; общение в семье.

Практика: выставка памятных вещей «Мир семейных увлечений» и фотографий, рассказы детей о семейных реликвиях.9 кар

1.2. Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы (2 часа).

Теория: беседа о школе, её истории, традициях, правилах поведения в школе, бережном отношении к школьному имуществу.

Практика: экскурсия по школе, беседа о том, что запомнилось, конкурс рисунков «Моя школа».

1.3. Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. «Улицы нашего города» – экскурсия (3 часа).

 

Теория: беседа «Вот эта улица, вот этот дом», рассказы детей «Любимые уголки моего двора», «Название моей улицы».

Практика: «Улицы нашего села» – экскурсия .

1.4. Достопримечательности нашего села. За что люблю, что бы изменил (2 часа).

Теория: беседа о достопримечательностях нашего села, о том, что нравится, что бы изменил.

Практика: фотографирование зданий, викторина «Знаешь ли ты своё село?».

1.5. Моё село в годы войны (2 часа).

Теория: дать представление о селе в годы войны.

Практика: встреча с детьми войны нашего села.

Раздел 2. «Село Каринка – от истоков к современности» (11 часов)

2.1. Страницы истории. Вознесенская церковь – памятник истории России (2 часа).

Теория: представление об истории возникновения церкви; практика – экскурсия.

2.2. История села. Библиотечный урок (2 часа).

Теория: история имени села, представление о территории села и района.

Практика: умение находить и показывать на карте области Каринку; раскрашивание герба и флага страны (работа в парах).

2.3. Культурно – просветительные учреждения нашего города. Экскурсия в ДК (3 часа).

Теория: беседа о культурно – просветительных учреждениях нашего села (ДК, Детской школе искусств, библиотеке).

Практика: экскурсия в ДК, просмотр мультфильма.

2.4. Люди. Профессии села. Экскурсия в ремонтно-механические мастерские (4 часа).

Теория: рассказ о людях и их профессиях; беседа о профессиях родителей и о предприятиях, на которых они работают.

Практика: общение с родителями, как способ получения информации об их профессиях; экскурсия времонтно-механические мастерские.

Раздел 3. Экология села и района (10 часов)

3.1. «Что такое экология?» – экочас. Осенние мотивы – сбор гербария (2 часа).

Теория: рассказ – беседа о состоянии растительного и животного мира села и района, их отношении друг к другу и к окружающей среде.

Практика: Экскурсия в парк Победы, сбор и оформление гербария «Осенние мотивы».

3.2. Родник. Род. Народ. Беседа+экскурсия к родничку под горой(2 часа).

Теория: беседа «Родник. Род. Народ».

Практика: экскурсия к родничку под горой.

3.3. Знакомство с Красной книгой края. Библиотечный урок(2 часа).

Теория: беседа – презентация о Всемирном дне защиты животных, Красная книга редких растений и животных области.10 кар

Практика: Конкурс рисунков «Редкое растение нашего края».

3.4. Синичкин день. Рассказ о зимующих птицах (2 часа).

Теория: календарь экологических дат «Синичкин день», рассказ – демонстрация о зимующих птицах.

Практика: наблюдения за зимующими птицами, фотовыставка, составление презентации.

3.5. Экологическая кампания «Целебные растения вокруг нас» (2 часа).

Теория: рассказ – демонстрация о целебных растениях нашего края.

Практика: сбор информации о целебных растениях, оформление альбома.

11 бр

 

 

Формат мастер-классов становится все более популярным в библиотеках МБУ

12 бр

К «Кирово-Чепецкая РЦБС». Так, в Бурмакинской библиотеке на традиционной «Неделе радуги» был проведен цикл мастер-классов «Мастерим из бросового материала». Дети создавали различные поделки из бумаги, пластика, ткани.

 

 

В Каринской библиотеке проведен мастер-класс «Чудеса из газетной бумаги». Дети охотно откликаются на данные мероприятия и с удовольствием в них участвуют.13 кар

 

 

Работа с летними лагерями

В летние каникулы в Каринской библиотеке начинает деятельность «Клуб добрых сердец», участниками которого являются ребята младшего и среднего звена. Активно используются такие формы работы, как беседы, обзоры книг, обсуждения, просмотры фильмов, экскурсии:

  • О чём плачет Земля (экоутренник);
  • Храм природы (экоурок);
  • В защиту живого (агитбригада школьников);
  • Экофантазёр (рисунки на асфальте);
  • Чудо ручки – чудо штучки (выставка поделок из природного материала);
  • Кладовые природы (экочас);

В Каринской библиотеке стало традицией открывать летние каникулы мероприятием на экологическую тему, в 2013 году это стал «Праздник летних дождей». Ребята детской площадки совершили «прыжок в лето». Ребята отгадывали загадки, рассказывали стихи и пели песни о дождике, вспоминали летние приметы и рассказали о бережном отношении к природе.

В Марковской библиотеке дети с большим удовольствием приняли участие в игре «Лес – зеленое море». Она состояла из геймов: 1 гейм – «Вопрос – ответ» – дети отвечали на 10 вопросов. После истечения времени листочки с ответами передавались соседу, который проверял ответы. После чего выбирался победитель. 2 гейм – «Отгадай слово» – предлагался кроссворд из 7 вопросов, где по вертикали появлялось слово «природа». Кто быстрее сделал тот и стал победителем этого гейма. 3 гейм – «Отгадай и нарисуй», здесь нужно было быстро сосчитать примеры, чтобы раскрасить рисунок петуха в нужные цвета. 4 гейм – «Выбери правильный ответ» – к каждому вопросу предлагалось по три варианта ответов, нужно было выбрать правильный. Ответы так же проверяли соседи по игре. В конце мероприятия победители получили призы, все остальные поощрительные подарки.

«Путешествие по березовой роще» – это мероприятие так же проходило на детской площадке. Целью мероприятия было познакомить детей с экосистемой березовой рощи. Были организованы две команды, которые выполняли различные задания, чтобы собрать нужный материал. В конце мероприятия каждая команда рассказала о растениях (деревьях, кустах, травах и цветах), о животных и птицах встречающихся в роще. Каждая команда представила отчет о том какие экологические проблемы существуют в березовой роще и как их можно решить. Такие мероприятия помогают воспитывать экологическую культуру.

14 лпПоломской библиотекой проведен экологический праздник «Тайны и загадки природы» в детском пришкольном оздоровительном лагере «Солнышко»; участвовало 45 человек; к празднику разработан сценарий с участием детей, разыграны сценки, проведен конкурс экологических обращений и листовок «Выбери тот мир, в котором ты хочешь жить» (представлено 40 творческих работ, лучшими признаны работы Пыхтеевой Ангелины, Гулиева Дениза и Порубовой Марины). Северюхин Александр стал номинантом конкурса электронного рисунка «Охраняй родную природу». Самым активным участникам вручены призы и благодарственные письма от Поломской библиотеки.

В Просницкой детской библиотеке был проведен конкурс кошек «Кис, кис мяу». Ребята пришли со своими питомцами, сначала каждый участник рассказал, как их питомец появился в доме, как его зовут, какие повадки он имеет, что любит, одна кошка обожает сухарики, одна очень любит семечки. Потом был конкурс с номинациями «Самый длинный хвост», «Самый симпатичный кот», «Самая величавая кошка» и т.д. В каждом конкурсе были и участники, и победители. Конкурс прошел на отлично, все получили грамоты и сладкие призы. Чикаева Аня пришла со своей любимицей и ее двумя котятами. Варя Балезина, участница конкурса уже не первый год, тоже пришла со своим любимцем, который остался в школе ночевать и ушел только на следующий день.

Традиционной стала игра-викторина «Экологическая карусель». Сначала игры с ребятами проведена беседа, что такое экология, как нужно бороться за экологию и что могут сделать они ребята в этой нелегкой борьбе. Потом началось самое увлекательное – путешествие по станциям, но чтобы начать путешествие и получить карту со станциями, нужно было отгадать загадку. С этим ребята справились, а дальше пошло самое трудное борьба по станциям – «Экологическая», «Братья наши меньшие», «Животные в литературе», «Растения рядом с нами». Не все путешественники могли ответить на вопросы, особенно затруднения, вызвали вопросы на станции «Растения рядом с нами». Пока жюри подводило итоги, ребятам было дано задание самим придумать загадку о природе, ребята очень старались и загадки получились очень интересными. А самым упорным и сообразительным после путешествия были вручены маленькие подарки и фотография на память.

В Ключевской библиотеке День защиты детей был отмечен детским праздником «Счастливое детство». Мероприятия проходили на площадке рядом со сквером. Вход на праздник был свободный, но основными его участниками стали дети в возрасте от 3 до 14 лет. В программе праздничного дня было много событий:

  • «Посади и собери урожай» – командная игра суть, которой заключалась в последовательности логических действий участников, необходимо было «вскопать», «посадить», «полить» и «собрать» урожай.
  • «Курочки и петушки» – игра для самых маленьких на внимательность и скорость. Все участники делились на «петушков» и «курочек». Победителем становился тот, кто соберет больше «зернышек».
  • «Поймай ящерицу» – игра – «догонялка». Выбиралась одна «ящерка», на которую надевали бутафорский хвост, а остальные участники должны были ее за этот «хвост» поймать.

Финалом праздника стал конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце». В конкурсе могли принять участие все желающие. Итогом праздничного дня стало вручение маленьким участникам сладких подарков.

16 пс «Вторая жизнь пластиковой бутылки» – так называлась беседа, которая прошла в Пасеговской библиотеке по инициативе ведущего библиотекаря Порубовой Т.Н. На ней присутствовали и дети, и взрослые, которые с интересом посмотрели мастер – класс по оригами (Михайленко О.П.) и послушали советы, что можно сделать из пластиковой бутылки.

Многие идеи были воплощены жителями нашего села. Такие (на снимках) простые в изготовлении и очень привлекательные композиции теперь можно увидеть на улице Мира-1, улице Октябрьской-8, Школьной-12.

 

 

 

 

 

Птица года 2013 – орлан-белохвост

Союзом птиц России 2013 год объявлен годом орлана – белохвоста. В библиотеках МБУК «Кирово-Чепецкая РЦБС» проведено большое количество мероприятий, посвященных этой птице. В районной библиотечной газете «Читалка» в рубрике «Птица года 2013» публиковались рисунки детей. Во всех библиотеках прошли выставки рисунков этой птицы.16 птица

В Поломской библиотеке проведен конкурс рисунков «Птица года – орлан – белохвост»: участвовало 14 человек, оформлена выставка рисунков в библиотеке; лучшие работы отмечены призами. Бурмакинские читатели лепили эту птицу из пластилина.17 птицаДля проведения познавательного часа в Кстининской библиотеке был разработан и выпущен буклет «Птица года 2013 – орлан-белохвост», который использовался при проведении мероприятия. На уроке в ходе познавательной части дети познакомились с птицей года, узнали, как он выглядит, где его места обитания в Кировской области, чем питается и др.

18 птица

Затем было дано задание нарисовать орлана-белохвоста, с чем дети успешно справились. Работы были предоставлены в центральную районную библиотеку.

19 птица

Информационно-выставочная деятельность

В целях обеспечения экологического информирования во всех библиотеках МБУК «Кирово-Чепецкая РЦБС» оформлены экологические календари.20 выст

Регулярно обновляются книжные выставки. В Фатеевской библиотеке к мероприятиям оформлялись выставки «Пернатые друзья нашего огорода», «Птичья столовая», «Обитатели морских глубин», «Порхающие цветы».21 пр

В Бурмакинской библиотеке в День птиц ребята начальных классов познакомились с книгами о птицах и отвечали на вопросы электронной викторины «В мире птиц».22 бр

В Поломской библиотеке оформлена книжная выставка «Мы и природа», представлено 14 книг, в течение июня все книги просмотрены, выставка дополнялась творческими детскими творческими работами.

Для информирования населения о предстоящих акциях библиотеки активно используют информационные площадки социальных сетей «Одноклассники», «Вконтакте».23 сайт

 

Организация и участие в экологических конкурсах.

В 2013 году библиотеки приняли участие в различных всероссийских, областных и районных экологических конкурсах.

Конкурс экологических идей «Что я могу сделать для экологического благополучия села»

был объявлен среди школьников с 5 по 8 класс в Пасеговской библиотеке. В нем приняли участие 42 человека. Дети писали сочинения, отзывы о прочитанных книгах, рисовали плакаты, делали листовки. Победителям были вручены дипломы и поощрительные призы.

Нельзя не отметить активную жизненную позицию школьников.

Вот выдержка из конкурсной работы: «…Я хочу видеть свое село чистым, ухоженным, привлекательным для туризма. У нас есть прекрасные места, где можно отдыхать. Мечтаю, чтобы у нас была красивая аллея около пруда. Я могу организовать своих друзей, чтобы посадить деревья…»(Ковалева Катя, 15 лет)

24 праздВ районном конкурсе «Я с книгой открываю мир природы» детям предлагалось проявить свое творчество в двух номинациях: сочинение-отзыв «Похвальное слово книге»; конкурс медиапрезентаций «Книга моего формата». Дети с большим интересом участвовали в данном конкурсе: презентации отражали не только познавательного рода информацию, но и ту любовь, эмоционально-радостный настрой ребенка, прочитавшего данную книгу. В результате получились не просто презентации , а презентации – рекомендации, посмотрев, которые хочется взять и прочитать книгу. В

основу легли книги М. Пришвина, Ю. Дмитриева, В. Солоухина, «Красная книга Кировской области», «Последам неизвестных животных» Б. Эйвельманса.

Умение выразить мысль, свое, личное к проблеме отношение активизируют конкурсы «Голос ребенка» от Кировского отделения Российского детского фонда.

Работы Князевой Вероники – читательница Пасеговской библиотеки – были представлены на данный конкурс в номинации «Легкие земли» . В этом конкурсе приняли участие 10 читателей из Марковской, Фатеевской, Пасеговской библиотек. Призерами конкурса стали Князева Вероника (Пасеговская библиотека), Малышева Вароника Коровкина Карина, Бельтюкова Дана (Марковская библиотека), Рылов Андрей (центральная районная библиотека).

В рамках взаимодействия с КОГУ «Областным природоохранным центром» (Кирово-Чепецкое отделение) ежегодно объявляется несколько районных конкурсов: «На лучшую публикацию экологической тематики в газете «Читалка», «За наибольший вклад в проведение Общероссийских Дней защиты от экологической опасности», «Смотре-конкурсе работы библиотек МБУК «Кирово-Чепецкая РЦБС» по экологическому просвещению населения», экологический фестиваль «Вятские кедры».

В 2013 году читатели нескольких сельских библиотек стали участниками всероссийского конкурса детского творчества «Лес – душа России, душа народа», «Твой след на планете», «Природа родного края». По итогам конкурсов ИМО МБУК» Кирово-Чепецкая РЦБС» выпускает различные сборники творческих работ читателей-детей Кирово-Чепецкого района. Участникам данных конкурсов по электронной почте приходят Дипломы и Сертификаты, пополняющие портфолио детей. Это особенно становится актуальным в свете предложений Министерства образования и науки учитывать внеучебные достижения абитуриентов. Т.о., библиотеки, привлекая к участию в конкурсах детей, оказывают серьезное влияние на их дальнейшую образовательную успешность.25 бл письмо

Итоги деятельности библиотек МБУК «Кирово-Чепецкая РЦБС» по экологическому просвещению в Дни защиты от экологической опасности позволяют сделать следующие выводы:

 

 

  • Наряду с другими организациями сельские библиотеки способны оказывать влияние на воспитание культуры общения с природой, формирование экологического мышления.
  • Библиотеки района научились выделять проблемы, затрагивающие людей, обеспечивать информацией пользователей, действенно вести пропаганду, опираясь на местный фактор, делать акцент на нравственно-эстетический аспект распространения знаний.
  • С использованием рядом сельских библиотек компьютерных технологий улучшились возможности доступа к публично значимой информации, расширился репертуар услуг.

 

Добавить комментарий